Наши Бренды
  • Artina
  • Chinelli
  • La Balestra
  • Brigant
  • Franco
  • Crystocraft
  • Mercante
  • Moretto
  • Calvani
  • Zippo
  • Victorinox
  • Parker
  • MAG-Lite
  • La Geer
  • Viron
  • Brunel
  • Waterman
(495) 781 77 55
Заполните анкету и получите консультацию

История франчайзинга

14.05.2014

Рассказ об истории франчайзинга необходимо начать с определения «франчайзинга». Это коммерческая концессия – один из видов отношений между субъектами рынка, когда одна сторона (франчайзер) передает другой (франчайзи) право или лицензию на использование его бренда или бизнес-методик, которые были им разработаны за определенную плату под названием роялти. Развитая форма лицензирования, когда одна сторона предоставляет другой право работать и зарабатывать от своего имени на возмездной основе.

Если рассуждать в общем, то это «аренда» бренда или коммерческого обозначения. Работа с франшизей регламентируется договором между франчайзером и франчайзи. Договор может иметь как несколько пунктов, так и очень много, будет содержать даже самые незначительные подробности использования торгового знака. В нем также прописывается отчисления за использование бренда, причем их расчет также может варьироваться – единоразовая, определенный процент от продаж, плата, которая будет вноситься частями за какие-то периоды (один раз в квартал) и так далее. Бывают ситуации, когда отчислений может и не быть – когда франчайзи покупает у головной компании определенное количество товара за какой-то временной отрезок. Также, отдельным пунктом в договоре, могут стать условия использования торговой марки. К примеру – компания, которая купила лицензия имеет право использовать бренд в определенной области, а вот другой пример – франчайзи обязуется использовать торговое оборудование, помещение, униформу персонала и тому подобное в точном соответствии с требованиям франчайзера.

История возникновения франчайзинговой бизнес-модели.

Основным прототипом франчайзинга многие считают компанию по производству и обслуживанию швейных машин Зингер. Исаак Зингер считается основателем, так как с 1851 года его компания заключила договор на передачу франшизы на определенной территории США. На тот момент компания уже была известна и организовала собственное производство швейных машин, которое позволяло им поддерживать конкурентные цены в этом сегменте рынка, однако не имело качественного сервиса, позволяющего организовать ремонт на всей территории страны. Так как Зингер хотел охватить как можно больше регионов, то он создал систему, которая потом получила название франчайзинг, предоставляющая различным фирмам права продавать и обслуживать его технику на определенной территории. Таким образом, возникли первые франшизы.

«Дженерал Моторс» в 1898 году начал применять франчайзинговую концепцию развития бизнеса и сама модель стала популярной и испытала существенный подъем.

В США в 20-х годах прошлого века стал развиваться товарный франчайзинг, так как по этому принципу стали строить свои отношения крупные оптовые поставщики, которые не могли охватить все регионы.

После 30-х годов 20 века в посткризисный период в США франчайзинговую концепцию постепенно начали осваивать и нефтеперерабатывающие компании – первые сетевые бензоколонки. Классический товарный франчайзинг активно начал развиваться в 50-х годах.

Сразу после Второй Мировой войны Рэй Крок, основатель компании McDonalds стал интересоваться причинами столь большой популярности одного небольшого ресторана на Западе США и в результате получит франшизу на прав купли-продажи таких же ресторанов. В 1955 году он применил схему, но в другом формате, когда вместе с брендом передаются и методики ведения бизнеса, именно в таком виде используется франчайзинг  в наши дни.


Возврат к списку

Подарки на все праздники жизни!