Наши Бренды
  • Artina
  • Chinelli
  • La Balestra
  • Brigant
  • Franco
  • Crystocraft
  • Mercante
  • Moretto
  • Calvani
  • Zippo
  • Victorinox
  • Parker
  • MAG-Lite
  • La Geer
  • Viron
  • Brunel
  • Waterman
(495) 781 77 55
Заполните анкету и получите консультацию

Продажа готового бизнеса

Продажа готового бизнеса 10.04.2013

Продажа готового бизнеса всегда проходит по алгоритму: определение рыночной цены бизнеса, предпродажная подготовка, создание подробного описания, поиск покупателя и совершение сделки. Подробно об алгоритме «Продажа бизнеса» читайте в этой статье. 

Тяжелое решение Вы приняли – это продажа своего готового бизнеса, но, возможно, какие то серьезные причины заставили так поступить. Продажа бизнеса магазин чаще всего имеет свой определенный алгоритм. Это серьезный проект, который требует к себе не меньше внимания, чем и создание своего собственного дела. Когда Вы только открывали собственное дело, то составляли план, изучали рынок, потребителя и другие моменты и аспекты – кадровый подбор, рекламная компания. Продажа бизнеса – это тоже последовательность определенных действий и насколько качественно Вы их проведете, столько и денег получите в итоге. Продавать свое дело гораздо сложнее, нежели недвижимость или какой-то определенный товар. Продажа предприятия – это специализация бизнес-брокера, человека, который профессионально этим занимается. Либо самому этим заниматься, либо доверить это дело обученному человеку, который имеет определенный опыт в данной сфере. Факторов, которые необходимо учесть, множество – свободное время, конфиденциальность продаж, 

Оценка бизнеса

Продажа бизнеса магазин всегда предполагает наличие оценки его стоимости. Оценка требуется во всех ситуациях и нужна по двум причинам – рыночная цена своего дела, правильная аргументация цены покупателю. Может быть и такой вариант, что брокер занижает цену Вашего бизнеса, чтобы побыстрее его продать и получить свои деньги. Или Вы сами точно не знаете цену, поэтому лучше всего проконсультироваться со специалистами. Если стоимость Вашего бизнеса будет чересчур высокой, то потенциальный покупатель просто пройдет мимо и даже не заинтересуется. Сам ценник будет отпугивать клиентов, которые может и хотели бы приобрести бизнес подобного типа. Пока Вы не снизите цену до рыночной реальных покупателей Вы не найдете, а это существенная потеря времени.

При реальном разговоре с покупателем также важно оперировать данными, которые близки к реальным, тогда гораздо больше вероятность, что клиент купит бизнес. Если Вы сошлетесь на оценку независимого эксперта, то это придаст «вес» Вашим словам в глазах покупателя. Кроме того, профессиональный оценщик может обладать ценными данными о покупке и продаже бизнеса и он может с Вами этой информацией поделиться. Продаже бизнеса магазина – длительный процесс во многих случаях, поэтому будьте готовы потратить на него существенную часть своего времени.

Далее рассмотрим следующие методы оценки бизнеса:

1) Затратный. Сколько денег нужно вложить в дело, чтобы достичь таких же успехов. Причем, в случае ведения «бизнеса с нуля». Есть вариант, что покупатель потратит на покупку Вашего дела больше, чем Вы в него вложили за все время. Инфляция постоянно растет и ее нельзя не учитывать. Есть вариант, что Вы неправильно вели свои дела, поэтому вложили в дело слишком много, поэтому придется продать бизнес по сниженной цене.

2) Доходный. Сколько денег Ваше дело может принести прибыли за определенный конкретный период. Пока покупатель не проверит Ваши слова, он бизнес точно не купит. Сколько денег Вы можете «вынести безболезненно» из дела, сколько денег Вы постоянно тратите на развитие бизнеса и так далее. Чем больше статистики и анализа – тем лучше.

3) Сравнительный. Анализ конкурентной среды играет не менее важную роль. Продажа бизнеса магазин – нередко такое объявление можно увидеть в Интернете. Соберите побольше информации и у Вас будут определенные данные, которыми Вы можете оперировать.

Завершающим этапом оценки будет использование всех 3 методов и приведение цены объекта к единому знаменателю, где каждому методу присваивается свой вес, в зависимости от типа бизнеса.

Предпродажная подготовка

Если вы хотите продать что-либо, необходимо привести «что-либо» в товарный вид. Продажа бизнеса тоже предполагает приведение его в товарный вид. Подготовленное к продаже предприятие должно иметь чистые и ясные результаты бухгалтерского и налогового учёта, понятную и эффективную организационную структуру, оптимальную численность персонала и так далее. Не нужно «прилагать» к бизнесу ничего лишнего, то есть того, польза от чего для покупателя неоднозначна.
Не стоит откладывать предпродажную подготовку «на потом» - т. е. когда найдется покупатель. В глазах покупателей не готовый к продаже бизнес имеет невысокую цену, либо вообще его цена - это стоимость имущества. По аналогии с тем, как аренда коммерческой недвижимости предполагает срок действия договора аренды, так же и продажа готового бизнеса – например, ресторана, включает в цену долгосрочный договор аренды. С таким договором продажа бизнеса будет на порядок успешнее, а ценность объекта – гораздо выше. Вывод: предпродажную подготовку следует делать до поиска покупателя. В противном случае вы теряете время, а мимо вас проходят потенциальные покупатели.

Инвестиционный меморандум

После приведения товара в надлежащий вид необходимо дать ему письменную характеристику, которая заинтересует желающих купить бизнес. Для этого готовится инвестиционный меморандум или описание бизнеса. Без такого документа продажа предприятия, как и продажа готового бизнеса вообще, обречены на неудачу.
При продаже крупного бизнеса инвестиционные меморандумы достигают сотен страниц, и включают в себя оценку предприятия. Если бизнес малый или средний, то как минимум необходимы следующие разделы: специализация (услуги), конкурентное окружение, здания, оборудование, нематериальные активы, персонал, клиенты, подрядчики, управленческий учет, бухгалтерский учет и налогообложение. Подробнее можно прочитать в статье «Инвестиционный меморандум».
Здесь отметим, что такое описание бизнеса просто необходимо, поскольку в противном случае вами будет потрачено неимоверное количество времени на общение с потенциальными покупателями и на подтверждение им ваших слов. Более того, работа вашего бизнеса будет парализована от визита покупателей и от отсутствия у вас времени на бизнес. Лучше один раз все подробно описать, и потом общаться только с теми покупателями, которые сохранили интерес. Вывод: инвестиционный меморандум или описание бизнеса приводит к вам адекватных покупателей, бережет ваше время, и помогает сохранить бизнес и продать его дорого.

Поиск покупателей

Чем больше охват целевой аудитории, тем большее количество потенциальных инвесторов ознакомятся с вашим желанием продать бизнес. Вы можете использовать приватные методы поиска – знакомые, партнеры, дальние родственники и так далее. Но такой путь быстро заканчивается. Вы не можете (да и никто не может) донести до всех инвесторов свое объявление, в условиях ограниченности времени и средств. Поэтому стоит отдать приоритет специализированным доскам деловых объявлений в интернете, в разделах «Продажа бизнеса», «Продажа готового бизнеса», «Продажа предприятия».
Но существует важный нюанс – конфиденциальность! Если по вашему объявлению можно будет «вычислить» местоположение бизнеса и его название – тогда расстаньтесь со спокойной жизнью! Вы не сможете управлять потоком интересующихся, о продаже узнает персонал, подрядчики, клиенты… Если у вас малый бизнес – велика вероятность растерять персонал, а если большой – можно потерять его целиком. Поэтому рекомендуем в вашем объявлении «Продажа готового бизнеса» не указывать конкретику, по которой можно идентифицировать ваш объект. Становится понятно, что альтернативой такой конспирации будет продажа бизнеса через бизнес-брокера.

Проверка предприятия инвестором

Если этап подготовки к продаже бизнеса вами проведен корректно и профессионально, то проверка предприятия инвестором станет лишь формальностью и убедит его в вашей надёжности как партнёра по сделке. Будьте готовы к предложению инвестора о проверке налоговыми органами или внешней проверке предприятия специализированными компаниями. Такая проверка называется Due Diligence. Если бизнес крупный, то почти всегда процедура Due Diligence проводиться после юридического оформления сделки (т. е. после подписания сторонами договора купли-продажи бизнеса), и является ее неотъемлемой частью. Понятно, что в случае несовпадения заявленных показателей реальным, происходит откат сделки или понижение цены продажи бизнеса.
Продажа готового бизнеса, даже если это малый бизнес, тоже предполагает проверку, но по упрощенной схеме. Если вы доверяете добросовестности продавца – вы можете показать свой управленческий учет, чеки на купленное оборудование или организовать встречу с арендодателем.
Более часто и рекомендуется составлять договор (расписку), где указываются показатели, подлежащие проверке, и условия внесения аванса (залога, задатка) в размере обычно 10-15%. Внесение аванса подтверждает серьезность намерений покупателя.
Продажа бизнеса часто предполагает такую форму ознакомления с бизнесом, при которой покупатель изучает его работу «изнутри» несколько дней, чтобы составить свое представление о финансовых потоках. Для этого он может быть формально назначен помощником управляющего, или иметь доступ к управленческому учету. Вывод: продажа предприятия связана с проверкой его инвестором – неизбежная и необходимая процедура, без нее не обходится ни одна сделка купли-продажи. Чтобы избежать недоразумений, всегда следует составлять договор о проверке, или вносить этот пункт в основной договор купли-продажи бизнеса.

Согласование условий сделки

Результатом такого согласования является договор купли-продажи бизнеса: это то, как стороны договорились осуществить процедуру проверки, передачи прав на бизнес и денежных расчетов. Все, о чем договорились, надо вначале изложить на бумаге, а потом исполнять.
Договор купли-продажи бизнеса заключается в свободной, но понятной сторонам форме, подписывается продавцом и покупателем как физическими лицами, не требует нотариального заверения или государственной регистрации. Но при возникновении любых разногласий на этапе сделки он, согласно закону, может быть представлен в суд как любой другой договор между частными лицами.
В договоре расписываются по срокам и датам обязанности каждой из сторон: как и в какие сроки пройдет замена учредителей, когда должна быть проведена инвентаризация имущества, когда и как переданы нематериальные активы, когда и кем переведены на покупателя права пользования объектом недвижимости, когда, где и на основании какого договора внесены денежные средства (например, в депозитарную ячейку), каковы условия доступа к ней продавца и покупателя, с какого момента право распоряжаться прибылью переходят покупателю, и вплоть до дня и места передачи ключей. Вывод: продажа бизнеса, не важно, будь это продажа предприятия с миллионными оборотами, или небольшое кафе, салон, автомойка и пр. – всегда предполагает следующую процедуру: вначале согласовывайте условия сделки, потом излагайте их на бумаге, потом исполняйте.

Юридическое оформление

В основном продажа готового бизнеса в России происходит по схемам: замена учредителей, создание нового юридического лица и передача ему активов продаваемого бизнеса, продажа предприятия как имущественного комплекса.
Замена учредителей. В случае, если все активы предприятия находятся на его балансе, то официальным договором будет договор продажи доли в обществе, т. е. замена учредителей (участников) и уведомление об этом регистрационного органа. В этом случае, персонал, подрядчики и клиенты могут быть предметом сделки, поскольку сохраняется преемственность отношений в рамках действующих договоров, но лишь до срока их окончания.
Создание нового юридического лица и передача ему активов продаваемого бизнеса – в этом случае все договора перезаключаются с новым юридическим лицом. Требующие госрегистрации – отправляются на регистрацию.
Продажа предприятия как имущественного комплекса – наиболее часто для России. Как правило, покупатель от своего имени заключает новый договор аренды с арендодателем, и договор купли-продажи имущества с продавцом (последний не требует регистрации, если предметом сделки не является автотранспорт).
В двух последних случаях персонал, подрядчики и клиенты формально не могут быть предметом сделки, поскольку с новым собственником их ничего не связывает. Как сохранить их – читайте далее.
Вывод: желательно оформлять переход прав на бизнес таким образом, чтобы максимально сохранить преемственность отношений.


Возврат к списку

Подарки на все праздники жизни!